Главная » Статьи » Музыка народов мира

Африка
Музыка народов Африки представляет собой неоднородное явление: в Северной Африке это часть арабо- сульманской музыкальной культуры; наиболее самобытной сравнительно монолитной является музыка Hародов Центральной, Западной и Южной Африки. Особые черты свойственны музыке Эфиопии (Северо-Восток). Под африканской музыкой обычно подразумевается музыка африканских негров. До XX в. негритянская музыка существовала только как народная.
Колониализм препятствовало развитию профессиональной музыки и привел к yracанию многовековых музыкальных традиций.
Негритянская народная музыка имеет прикладное значение и неразрывно связана с трудовыми процессами, рядами, культовыми церемониями.
Она неотделима от танца, слова, жеста.
В ней много изобразительно-подражательных элементов.

Моторно-пластическая основа негритянской музыки определила преобладающее значение в ней ритма, отличающегося богатством и разнообразием.
Часто используются сложные метры (13/4 , 18/8) и соотношения метров 4:3:6.
В основе разнообразных ансамблей ударных инструментов лежит полиметрия, полиритмия и даже метрическая модуляция. К чисто инструментальной полиметрии добавляются различные голоса или хора, в результате чего образуется сложнейшая полиритмия, порой не поддающаяся записи.
Для африканской музыки, в частности для ансамблей барабанов, характерны определенные ритмо-формулы, в которых сложный такт представляет собой комбинацию простых четных и нечетных ячеек, напр.: 2—2—3-4—2—3 или 2—3—2—2—3, составляющих в сумме 12 долей (импульсов).
Мелодика негритянской музыки богата и разнообразна. Она основана на системе тетрахордов, а также на пентатонике, обогащенной соседними ступенями и украшенной скользящими, глиссандирующими интонациями . Пение часто прерывается разговорной речью и речитациями. В ряде случаев изменяется величина некоторых интервалов, иногда ладовым устоем поочередно становится то один, то другой звук, что приводит к ладовой переменности.
Наряду с одноголосием встречается хоровое многоголосие, от пения параллельными интервалами (терциями, квартами, квинтами) до гетерофонии. Перекличка между запевалой и хором приводит к возникновению элементов полифонии. Важна роль тембра, к тончайшим оттенкам которого негритянские музыканты очень чувствительны. Это особенно сказывается в пении с характерными горловыми и носовыми звуками и вибрацией голоса.
В основе формообразования — принцип повтора, а также противопоставление солиста группе исполнителей.
Главный стержень крупных музыкальных построений — остинатный ритм. Ведущая роль ритма в негритянской музыке определила и инструментарий, первое место в котором отведено ударным.
Одних барабанов в Африке несколько десятков типов и сотни разновидностей; красочно и разнообразно звучат ансамбли из нескольких барабанов. Барабаны различной величины и формы позволяют извлекать звуки разной высоты и окраски.
Отсюда — богатые мелодические и тембровые возможности ансамблей барабанов, способных служить также для звуковой сигнализации. К таким «говорящим» барабанам относятся дондон (Нигерия, Гана), кингуву (Конго), эмбуту (Уганда); лаклеву (Того); из др. ударных более всего распространены тамтам, гонги, трещотки, маримба, санца (набор пластин на доске, прикрепленных к тыквенному резонатору), колокольчики, калимба.
Широкое распространение получили струнные: простейшие арфы, возникшие из лука (тетива — струна); мвет — лук с 3 резонаторами и 8 струнами на длинном грифе.
У негритянских народов много музыкантов-сказителей (в Западной Африке они называются гриотами).
В XX в. в народную музыку негров начали проникать европейские инструменты (гитара, аккордеон, саксофон). В последние десятилетия в африканских городах распространяется зстрадно-танцевальная музыка, тяготеющая к джазу. Националыю-освободительное движение народов Африки способствовало развитию профессиональной музыки.
После завоевания независимости в молодых африканских государствах создаются национальные композиторские кадры: конголезец Жорж Кабаселе, Кейта Фодеба (Гвинея), Филипп Гбехо (Гана), Фала Саванда (Нигерия). Ими созданы массовые песни, музыкально -драматические сюиты, близкие народной музыке и завоевавшие популярность в народе. В пропаганде негритянской музыки большую роль играют музыкальные ансамбли: созданный Кейта Фодеба гвинейский ансамбль выступал в Европе под руководством Канте Фасели; известны Ансамбль музыки и танца республики Ганы, а также Ансамбль Аквей Гарвея и Этти Мэнса в Гане, ансамбль Виктора Олайа и Рекса Вильямса (Нигерия);
Первый музыкально -драматический негритянский спектакль «Обадзенг» Тита Майерса и Моти Адали (Гана) был показан в Москве в 1961 г. В том же году в СССР состоялись выступ ния Национального ансамбля Гвинеи под рук. Аиситы и Амаду Сисоко.
Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1595 | Теги: Африка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0