Главная » Статьи » Музыка народов мира

Англия
Первые сведения о древней музыкальной культуре Англии относятся к эпохе раннего феодального строя . Народная английская , шотландская, ирландская и валлииская музыка исполнялась бродячими музыкантами, исполнявшими в сопровождении арфы, скрипки и других инструментов эпические и героические сказания,любовные, бытовые, шуточные, военные, лирические песни. Самым популярным жанром английского фольклора была баллада .
Ирландский философ 9 века Эриген пишет о развитом многоголосии в народной музыке.Встречаются 2-х и 3-хголосные песни.
В 7 веке в Англии установилось христианство, а с ним в музыкальную практику вошел григорианский хорал, сонованный на одноголосоном пении хором.
В 10 веке появляются сведения о появлении больших органов ( количество труб в таком органе привышало 400 )Для них делались переложения и обработки церковынх напевов сначала одноголосных , потом и многоголосных . Сохранился так называемый Винчестерский трапарь.

12 в.ознаменовался в культовом пении появлением г и м е л я - паралельное движение 2 голосов терциями.Этот новый прием пришел из народной музыки. Позже стало встречаться параллельное движение 3-х голосов терциями и секстами , который называли ф о б у р д о н о м.
11 век дал начало искусству т р у б а д у р о в . Трубадуры исполняли народную музыку , но это был особый вид творчества музыкально-поэтический. Своего рассцвета он достиг к 14 веку. Позднее в городах начинают появлятся братства м е н е с т р е л е й .
В средние века Великобритании появились первые теорети. Самые видные из них: Алкуин (735—804), Эригена (ум. 886).
В эпоху раннего Возрождения развивается английская полифоническая школа. Джон Данстейпл стал одной из ярких фигур этого периода.Жил он около 1380:—1453.Его перу пренадлежат мотеты, мессы, песни, отмеченных применением принципа вариационного развития ; его творчество оказало влияние на развитие европейской полифонии.
В XVI в. прославились композиторы-полифонисты и органисты Джон Тавернер (ок. 1495—1545), Кристофер Тай (1498—1572), Томас Тэллис (ок. 1505—1585).
С конца 16 века благоприятная экономическая обстановка в Англии отражается и на развитии музыкального творчества,которое было выражено в распространении в быту разных жанров .Музыка начинает культивироваться в университетах.Самыми любимыми инструментами музицирования были лютня, виола,верджинал ( родственник клавесина)
Выдвигается плеяда высокоталантливых композиторов: Уильям Берд (ок. 1543—1623)—родоначальник английского мадригала; Томас Морлей (1557-—1603); Орландо Гиббонс. (1583— 1625), Джон Булль ( 1562 -1628)
Верджинальная музыка принесла с собой гомофонно-гармонический склад.Орнаментальные вариации на темы народных песен и танцев стали самым типичным жанром для музыки верджинала. особенной чертой таких вариаций был г р а у н д ( что обозначает основа )- постоянно повторяющийся мотив в басу.
С 14 века в театральные представления стали вводить танцевальнфе , хоровые и песенные эпизоды, а к 16 веку в спектаклях стали использовать муызкальные интермедии , которые исполнялись между действиями. Музыка занимает все более значимле место в посатновках пьес.Возникает новый музыкально- театральный жанр "маски", культивировавшийся в придворных спектаклях.Обычно это были пьесы аллегорического или мифологического содержания.Этот жанр соединял в себе песни , танцы, маскарадные сцены,инструментальные номера.К 1617 году в "масках" появляется р е ч и т а т и в . С этого времени начинается развитие а нг л и й с к о й о п е р ы.
Буржуазная революция и движение реформации , которое зародилось в середине 17 века оказали сильное влияние и на развитие муыкального искусства в Англии. Пуритане выступили против музыки католической церкви и противопоставили ей свою религиозную музыку — псалмы, антемы для хора; одновременно пуританизм ополчился на светское искусство.
К 1656 г. относятся первые попытки создания оперы.Вильям Давенант был человеком , который сделал первые шаги в этом направлении с группой молодых музыкантов.
В эпоху реставрации Стюартов -вновь распространилось увлечение светскими представлениями. Королевский двор привлек в Лондон ряд итальянских и французских музыкантов, что не пошло на пользу развитию национальной оперы. Новая попытка была сделана Метью Локку (ок. 1630—1677), который в 1675 г., написал музыку к «Буре» Шекспира.Он назвал свое произведение английской оперой.
Но вообще-то создателем английской национальной оперы принято считать композитора и органиста Генри Перселла (ок. 1659—1695) Он писал музыку к пьесам Шекспира и других английских авторов (ок. 60 произв.) Его оперу "Дидона и Эней" отличает углубленный психологизм,фантастика.Музыка пропитана английскими народно -жанровыми мотивами, в ней множество хоровых и танцевальных эпизодов.Одним словом это произведение представляет собой достаточно сложную музыкальную конструкцию.
Следующие 2 столетия не дали Англии выдающихся национальных композиторов, зато как и было уже раньше сильное влияние на музыкальное искусство оказывали композиторы других стран ( Италия,Германия)
Огромное влияние на английскую музыку оказал немецкий композитор Георг-Фридрих Гендель (1685—1759), живший в Лондоне с 1710 г. до самой смерти. Он возглавил лондонский оперный театр («Королевскую академию музыки»), для которого написал 41 оперу на итальянские либретто . В 1716—33 гг.
В придворном театре культивировалась итальянская опера , вызывавшая оппозицию со стороны национально-демократических кругов Англии ; выражением их идейно-художеств. взглядов явилась музыкальная комедия «Опера нищих» (1728), написанная на текст Джона Гея, с музыкой Дж. Пепуша , заимствованной из популярных народных мелодий; опера была воспринята как сатира на современный политический строй и английскую аристократию и oдвременно — пародия на итальянскую придворную оперу (в частности, на Генделя). Сыграла известную роль в отходе Генделя от оперы и обращение к ораториальному творчеству, встретившему широкое признание. «Опера нищих», первый классичесий образец английской балладной оперы, имела огромный успех и вызвала много подражаний (в частности, в Германии).
Среди иностранных композиторов 2-й половины XVIII в., работавших в Англии, следует выделить Иоганна-Христиана Баха (1735—1782) — «лондонского Баха», автора опер, симфоний, концертов . Большую известность приобрели абонементные концерты, организованные им совместно с Карлом-Фридрихом Абелем (1723—1787).
Дважды приезжал в Англию Йозеф Гайдн (1791/92, 1794/95). Творческим итогом этих приездов стали 12 Лондонских симфоний.
С 1766 г. жил в Англии пианист, педагог, композитор Муцио Клементи (1752—1832), создавший первую в Англии фортепианную школу.
Среди английских композиторов- XVIII в.— Томас Арн (1710—1778), автор опер, музыки к произведениям Шекспира, пьес для различных инструментов, мелодии национального гимна «Правь, Британия», множества светских песен a cappella в своеобразных вокальных жанрах «гли» (Glees) и «кэч» (Catch). Как композиторы в жанре «гли» и «кэч» прославились также Вениамин Кук (1734—1793) и Семюэль Уэббе (1740—1816).
Широкую популярность в Европе завоевал ирландский пианист, педагог, композитор Джон Фильд ( 1782 - 1837) создатель романтического жанра ноктюрна для фортепиано , Фильд долгое время жил в России (1802—31, 1835—37).
Уильям-Стерндаль Беннетт (1816—1875)— автор симфонической, камерной и вокальной музыки , основал в Лондоне (1849) «Баховское общество»; англичане считают его основателем своей новой композиторской школы.
В 1822 г. в Лондоне была создана консерватория («Королевская академия музыки»), а во 2-й половине XIX в.— ряд средних и высших музыкальных школ, консерватории в Эдинбурге и Дублине.
Распространение музыкального образования способствовало активизации музыкального творчества. К последней четверти XIX в. относится начало движения за возрождение национальной музыкальной культуры. Огромную роль в нем сыграли Оксфордский и Кембриджский университеты, их музыковедческие и композиторские кафедры. Возрастает интерес к музыкальному фольклору, музыке классиков XV—XVII вв. На формирование английских композиторов известное влияние оказало творчество романтиков и Брамса.
Во 2-й половине XIX в. выдвигаются крупные композиторы, педагоги, музыкально-общественные деятели; среди ниХ Чарлз-Губерт-Гастингс Пэрри (1848—1918), автор театральной музыки, симфонических, камерных и ораториальных произведений ; Чарлз-Вильерс Стэнфорд (1852—1924), автор 7 опер, симфоний, камерных, хоровых произведений , романсов, баллад, обработок ирландских народных песен.
Рождается английская оперетта. Ее создатели Артур Салливен (1842—1900) и Сидней Джонс (1861—1946): «Микадо» (1885) первого и «Гейша» (1896) второго ставились и в других странах Европы.
Наиболее крупным композитором , выдвинутым движением английского музыкального возрождения» был Эдвард Элгар (1857—1934) , его называли «английский Брамс».ему пренадлежат симфонические полотна, концерты, кантаты и камерные произведения.
На рубеже XIX—XX вв. складывается отмеченное влиянием и м п р е с с и о н и з м а творчество Фредерика Делиуса (1862—1934) и Сирила Скотта (р. 1879), авторов опер, инструментальных произведений , фортепианных пьес, романсов.
Выдающийся представитель современной английской национальной музыкальной школы — Ральф ВОЭН-УИЛЬЯМС (1872-1958), композитор, дирижер, органист, педагог, автор, хоровых и оркестровых произведений. Мировой известностью пользуется его «Лондонская симфония» (1914).

Густав-Теодор Холст-(1874—1934), композитор, испытавший романтические и импрессионистские влияния, создал несколько опер, хоровых и оркестровых сочинений (симфоническая сюита «Планеты» (1915) для оркестра и хора), ансамблей, песен.
К числу известных английских композиторов принадлежат также:
Джон Айрленд (1879—1962), автор Концерта для фортепиано с оркестром, хоровых, оркестровых, камерно-инструментальных произведений ;
Перси-Олридж Гренджер (р. 1882), автор хоровых и инструментальных произведений , обработок английских, ирландских, шотландских народных песен .
Арнольд Бакс (1883— 1952), автор 7 симфоний, симфонической
поэмы, увертюры, концертов, инструментальных ансамблей, хоровых и вокальных сочинений , пьес для фортепиано ; в ознаменование победы советского народа над фашизмом написал «Оду Советской России».
Артур Блисс (р. 1891), автор оперы «Олимпийцы», балета «Шахматы», музыки к к/ф. Уильям-Тернер Уолтон (р. 1902), автор оперы «Троил и Кресида» (1954), инструментальных концертов, симфонических сюит, симфонии и других произведений.
Констэнт Лемберт (1905—1951)—композитор и музыкальный критик ,автор балета "Ромео и Джульетта" .

В серед. XX в. среди прогрессивных композиторов Англии усиливается стремление сделать искусство достоянием широких слоев народа. Творческую деятельность они совмещают с исполнительской и музыкально-общественной. Наибольшую известность завоевали:
Алан Буш (р. 1900), композитор, дирижер, пианист, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель; в 1929—40 гг.— руководитель лондонского Рабочего хорового союза, с 1936 — основатель и первый председатель Рабочей музыкальной ассоциации; руководитель музыкальной секции Британского общества культурной связи с СССР. В своей музыке претворяет интонации английских народных песен, немецкой и французской революционной песни.
Бенджамин БРИТТЕН (р. 1913)—один из крупнейших композиторов современности, пианист и дирижер. Создал большое количество опер, из них «Питер Граймс» (1945) принесла
ему мировую известность и явилась значительным этапом в истории английского оперного искусства.
Современная английская музыкальная школа в целом избежала воздействия авангардизма, не приняла додекафонной, конкретной и электронной музыки. Реалистические тенденции, характерные для большинства английских композиторов, обусловили установление активных творческих контактов между ними и советскими композиторами (фестиваль музыки Шостаковича в Англии (1962) и фестиваль английского муыкального искусства в СССР (1963).
Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 3869 | Теги: англия | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0