Австрия - Музыка народов мира - Интересные статьи - Уроки музыки по SKYPE
Главная » Статьи » Музыка народов мира

Австрия
Своеобразие австрийской музыкальной культуры обусловлено тем , что ы ней сочетаются немецкая музыкальная традиция и музыка многих других народов, особенно славянскихв течение многих веков проживавших на территории Австрии.Особенности природы, быта, национального склада и историческрй судьбы наложили яркий отпечаток на музыку австрийцев, прежде всего на их народую песню.От немецкой она отличается легкостью, подвижностью, ритмической гибкостью.
Австрийская народная песня -родоначальница вальса.Широко известна специфическа манера пения тирольцев фальцетом(Йодли)


Характерными пля австрийской муызкальной культуры были хоровые и инструментальные капеллы руководимые видными музыкантами (часто— приезжими из разных стран). Бытовое музицирование в бюргерской и крестьянской среде способствовало развитию ансамблево-оркестровой музыки.
Композиторы "старой венской школы"- Георг- Христоф Вагензейль (1715— 1777) и Георг-Матиас Монн (1717—1750) развили достижения итальянцев в области увертюры и Мангеймской школы в области симфонии.
На протяжении веков в австрийскую профессиональную музыку проникали славянские особенно чешские и венгерские элементы. Значительное воздействие на развитие профессиональной музыки оказала также и итальянская музыка. Исторически сложившиеся тесные связи между Австрией и Северной Италией способствовали расцвету италбянской оперы в Вене. Здесь работали Чести, Бонончини,позднее — Сальери.
Одновременно с большой оперой в Вене процветал зингшпиль, впитавший в себя черты многонациональной многонациональной музыкальной культуры; от немецкого зингшпиля он отличался более развитыми вокальными и инструментальными формами (арии, ансамбли, драматургически-насыщенные оркестровые интермедии). Наряду с Гайдном и Моцартом в этом жанре сочиняли Игнац Умлауф (1756—1796)—«Рудокопы» (1778) и Карл Диттерсдорф (1739—1799)—«Доктор и аптекарь» (1786).
Идеи французских просветителей XVIII в. нашли благодатную почву в Вене. В 60—70-х гг. возникла Венская классическая школа — направление, синтезирующее достижения не только австрийской, но и европейской музыки: ее отличительные черты — высокий гуманизм, вера в торжество разума
и справедливости. Назревший протест против абсолютизма, стремление к свободе личности оказали влияние да дальнейшее развитие музыкального театра, новая эстетика требовала от оперы правдивого изображения чувств, естественных ситуаций, ярких драматических конфликтов.
Коренную перестройку оперного театра осуществил Христоф-Виллибальд Глюк (1714-1787) .
Подлинную революцию в инструментальной симфонической музыке произвели Гайдн и Моцарт. В их творчестве выкристаллизовались классичесская сонатная форма и сонатный цикл. Музыка венских классиков, гомофонная по преимуществу, окончательно утвердила победу мажорно-минорной функциональной системы ; полифония, хотя и оставалась важным средством музыкальной выразительности, подчинялась гомофонно-гармоническому принципу изложения .
Завершителем Венской классической школы был Людвиг ван Бетховен

В начале XIX в. в музыкальной жизни Австрии расцвело направление романтизм .оно определялось борьбой против социального и национального гнета (антинаполеоновское движение), подлинным демократизмом, глубоким интересом к жизни народа, его творчеству и историческому прошлому.Основоположником музыкального романтизма был Франц Шуберт.1797—1828), композитор, пианист. В его творчестве образы природы, народного быта сочетаются с лирическими высказыванием героя, достигающим нередко драматических вершин. Он создатель нового типа мелодизма. основанного на венской народной песне, новых песенных жанров , романтичой симфонии и фортепианной миниатюры.
Характерными для венской бытовой музыки 1-й половины XIX в. были танцевальные капеллы. Они содействовали созданию венского вальса, а также распространению иноземных танцев (чеш. польки, венг. чардаша и пришедших из Франции кадрили, а затем галопа). Венский вальс синтезировал черты австр., тирольск., нем. песен и достижения Шуберта в области вальса. Отличительные черты венского вальса: слияние ряда мелких танцев в цикл, иногда с вступлением и кодой, упругий и гибкий ритм, поэтически одухотворенная мелодия. Его создателями были: Иозеф Ланнер (1801— 1843), скрипач, рук. танцевальной капеллы; впервые объединил танцы в народном стиле в циклы. Его вальсы отличаются мягким лиризмом.
Еще одна фигура в автрийской музыке это Иоганн Штраус - отец (1804- 1849), который работал скрипачом и альтистом в капелле Ланнера.Штраус выработал новую форму - цикл из 5 вальсов со вступлением и кодой, сделал более разноообразной мелодику и ритмику венского вальса.Штраус дал вторую жизь такому жанру как попурри.Он своим талантоми личным обаянием способствовал распространению венского вальса за пределы страны.
Его сын Иоаганн Штраус ( 1825-1899) , которого называли Королем вальса, продолжил работу отца.Вальс в его творчестве вырос до объемов танцевальной поэмы.( "Голубой Дунай" "Сказки венского леса". Штраус- сын является создателем нового жанра- классической венской оперетты ("Летучая мышь","Цынаский барон" и т.д.)Он неоднократно приезжал в Россию,проводил концерты, в Павловске ( 1856-1865).

Симфоническое творчество во 2-й половине XIX в. развивалось под влиянием двух направлений: классического и романтического .Родоначальником классического симфонического направления был Бетховен , а романтического - Вагнер.
Преемником традиций Бетховена был немеций композитор Иоганнес Брамс (1833—1897), с 1863 г. работавший в Вене .
На дальнейшее развитие австрийской музыки значительное влияние оказал Эдуард Ганслик (1825—1904), основоположник формалистической буржуазной эстетики, поборник реакционной теории «искусства для искусства», проповедник «чистых форм» в музыке, отрицавший ее идейное и социальное содержание. Противник романтизма, программных симфоний Листа и музыкальных драм Вагнера, он противопоставлял им музыку Брамса, которую ценил за присущую ей абстрактность и чистоту форм.


Творчество крупнейших австрийских композиторов-симфонистов 2-й половины XIX в.— Брукнера и Малера - стало ярким явлением в западно-европейском симфонизме .
Антон БРУКНЕР (1824—1896)— автор масштабных симфонических и хоровых произведений. В его музыке сочетались масштабность Бетховенских симфополотен и песенность Шуберта,полифоническое мышление Баха с экстатичностью Вагнера и нововведениями в области музыкальной речи. В симфониях Брукнера особое место занимают 2- е медленные части, которые несут в себе глубокую философскую мысль .
Густав МАЛЕР (1860—1911) в его творчестве песенность со сложностью фактуры. Симфонии, передают накал эмоций , который достигается специфическими рафинированными музыкальными средствами . Поздние симфонии стали предвестниками нового течения в музыке : экспрессионизм.
Виднейший представитель позднего романтизма в вокальной музыке — Хуго Вольф (1860—1903), автор многочисленных песенных циклов и романтических поэм.Тонкая психологичность характеризует его произведения.Он был горячим сторонником принципов Брукнера и Вагнера.
В начале 20 века в Австрии венская школа получила новый виток развития в творчестве виднейшего своего представителя Арнольда Шенберга .Это музыкальное направление стало называться венской школой экспрессионистов,которая была охаратеризована антиреалистическими тенденциями.Музыкальный язык этой школы отличался обостренной экспрессией и додекофонией.Продолжателями дела Шенберга стали его ученики : Антон Веберн (1883 -1945) который внес в додекафонию технику пуантилизма и Альбан Берг (1885 -1935).Учеников Шенберга назвали "апостолами" модернизма.
Еще одна яркая фигура австрийского модернизма - Эрнст Кнешек был музыкальным писателем, автором 16 опер , балетов, симфоний, концертов.
Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1592 | Теги: Австрия | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0