Главная » Статьи » Музыка народов мира

Бельгия
Национальная композиторская школа в Бельгии сложилась после оформления страны в независимое государство (1830).
До этого ее композиторы творили в русле нидерландской ( в эпоху Возрождения и 17 в.) и французской ( 18 в) школ.
Во 2-четврети 19 в.начался подъем в музыкальной жизни Бельгии;
брюссельское музыкальное общество «Гранд-Армони» систематически устраивает симфонические концерты, создаются консерватории в Льеже (1827), Брюсселе (1832), Генте (1833), выдвигаются крупные музыканты;
среди них Шарль Берио (1802—1870), скрипач, педагог (профессор Брюссельской консерватории ), автор школы для скрипки , 9 концертов для скрипки и оркестра , этюдов и вариаций;
Франсуа Cepве (1807—1866)—виолончелист, педагог; Анри Вьетан (1820—1881), скрипач-виртуоз (придворный солист в ПеТербурге в 1845—52 гг., педагог (профессор Брюссельской консератории ), автор 7 концертов для скрипки и оркестра , скрипичных пьес,
Франсуа-Жозеф Фетис (1784—1871), музыковед, композитор, педагог (профессор Парижской консерватории, с 1833 г. директор Брюссельской консерватории ). Создал биографический музыкальный справочник ( в 8 томах , 1835—1844), ряд музыкально -исторических и теоретических трудов основал в Париже журнал «Ревю мюзикаль» (1827).
Во 2-й полов. XIX в. в бельгийской музыке развивались 2 творческих направления: «антверпенское», или «фламандское» и «валлонское»; первое основывалось над фламандском фольклоре и опыте немецкой школы, для второго характерны преемственные связи с творчеством французских композиторов, особенно
С.Франка.Глава "антерверенского" направления - Петер Бенуа (1834 - 1901) музыкально -общественный деятель, основатель консерватории в Антверпене (1867).
Другие видные композиторы из окружения Бенуа - Ян Блокс (1851—1942), Эдгар Тинель (1854—1912),Леон Дюбуа (1859—1935).
Один из основоположников новой школы бельгийской музыки, крупнейший представитель «фламандского» направления Поль Жильсон (1865— 1942) — автор симфонических и оперных произведений ,воспитавший много талантливых музыкантов в Брюссельской и Антверпенской консерватории.
Известные представители «валлонского» направления: Огюст Дюпон (1827—1890), Гюстав-Леон Юберти (1843—1910), Гийом Леке (1870—1894), Жозеф Ионген (1873—1953).

С середине 80-х гг. усилилась популярность русской классической музыки на концертных эстрадах Брюсселя (в 1890 и 1907 гг. состоялись русские концерты под управлением Римского-Корсакова).
В 1-й половине XX в. в бельгийской школе распространились различные течения модернизма вплоть до авангардизма.
У части старших представителей этой школы преобладала связь с классическими традициями и народной музыкой.
Наиболее заметны эти связи в лучших сочинениях Жана Абсиля (р. 1893), композитора, педагога, критика.
Его Первая симфония (1921) сразу привлекла внимание музыкальной общественности, кантата «Война» (1922) укрепила его репутацию мастера современной бельгийской музыки.
Другие видные композиторы того же поколения: Франсис де Бургиньон (р. 1890), автор балета «Смерть Орфея» (1928), опера «Предательство» (1929), оратории «Ночь» (1945); Морис Шёмакер (р. 1890), работающий в различных музыкальных жанрах и Тео Дежонке (р. 1894). В 1925 г. они образовали группу «синтезистов», в которую вошли также Марсель Поот (р. 1901), Гастон Брента (р. 1902), Рене Бернье (р. 1905), Жюльен Стренс (р. 1905). Из «авангардистов» известен Андре Сури (р. 1899),, композитор, дирижер, педагог (профессор Брюссельской консерватории ).
Наиболее видные бельгийские музыкальные ученые 2-й половине XIX —1-й половине XX в.: Огюст Геварт( 1828— 1908), автор «Истории и теории античной музыки» (2 тома , 187S—81), «Руководства к инструментовке» (1863), «Методического курса оркестровки» (2 тома , 1890); Артур Хёре (р. 1897) автор монографий о жизни и творчестве А. Русселя, А. Онеггера и других фундаментальных трудов;
Поль Коллер (р. 1891), автор исследования «Современная музыка» (1955).
К крупнейшим бельгийским исполнителям относятся: певец Эрнест ван Дик (1861—1923), один из лучших исполнителей теноровых партий в вагнеровских операх; дирижер Фернан Кинэ (р. 1898);
Мартин Марсик (1848—1924), скрипач-солист, педагог; Флор Пеетерс (р. 1903), органист, композитор; Эжен ИЗАИ (1858— 1931), выдающийся скрипач-солист и ансамблист, дирижер, педагог, композитор. Выступал во многих странах (в том числе с 1882 г. в России). Основатель струнного квартета и «Общества концертов Изаи» (1894), учитель ряда крупных скрипачей (его ученик Ж.Тибо). Среди его произведений выделяются 6 сонат для скрипки соло (1924).
Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1102 | Теги: Бельгия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0