Главная » Статьи » Музыка народов мира

Болгария

Создание музыкального фольклора Болгарии относится К VI—VII вв.
К X в. болгарские напевы уже были известны в ряде стран (во Франции — под названием "булгарик"
Староболгарский роспев — круг церковных песнопений сложившихся после установления христианства в Болгарии (865 г.),— включал в себя элементы народной музыки. Связью с ней отмечен «Полиелей болгарски» (cозданный в конце XII — начале XIII в. композиторы! Иоанном Кукузель). В XVII в. образцы этого роспев проникли в Россию.

Пятивековое порабощение Болгарии (до 1878 г. Османской Турцией затормозило рост профессионалыного искусства. Интенсивно развивалась только музыка устной традиции. Из поколения в поколение совершенствовались древние обрядовые жанры («коледни», «великоденски»), трудовые песни (овчарски, жетварски), танцевальные напевы и наигрыши плясок хоро и рученицы, огромной выразительности достигли песни-плачи, отражавшие страдания угнетенного народа. Одновременно возникли новые жанры: героико-эпические юнацкие и хайдуцкие песни о подвигах народных борцов за свободу. Подъем национально-освободительного движения во 2-й половине XIX в. породил большую группу «возрожденческих песен» вместе с так называемыми ботевскими (на тексты революционного поэта X. Ботева).
Многообразие жанров народной музыки неотделимо от ее интонационных и ритмических средств: ей в равной степени присущи широкие и плавные распевы и прихотливая узорчатая мелизматика, диатонические ладовые обороты (в дорийском , фригийском ладах) и хроматические лады с увеличенными секундами ).
Наиболее своеобразна ритмика, для которой характерны дробные нечетные размеры и асимметричные ритмические построения внутри четных размеров . Склад мелодики 1-голосный, но в некоторых горных районах встречается 2-голосный. Наиболее распространенные народные инструменты : гадулка (струнно-смычковый), танбур (щипковый), гайда (волынка), кавал (свирель), двоянка (двойная свирель).
С освобождением Болгарии от турецкого ига началось интенсивное развитие профессиональных форм музыкальной жизни. В 1880-х гг. при участии русских хормейстеров (Тарасиева, Шульговского) возникли «читалищные» хоры (при народных читальнях), а также новые , церковные; приезд в Софию чешского духового оркестра (1879) способствовал формированию болгарских военных оркестров.
Организация «Столичной оперной труппы» (1890) подготовила почву для создания певцами К. Михайловым-Стояном и И. Вульпе «Болгарского оперного товарищества» (1908), устраивавшего спектакли в «Славянской беседе» и софийском Народном театре (осн. в 1906 г.). Открылась первая болгарская музыкальная школа (1904), позднее преобразованная в Музыкальную академию (1921).
Зачинателями профессионального музыкального творчества выступили:
Эммануил Манолов (1860—1902), композитор и дирижер (учился в Московской консерватории ), автор опер «Беднячка» (1900), «Рабочего марша» (на слова Г. Киркова), обработок народных песен; Понайот Пипков (1871—1942), автор оперетт и «киток» («букетов») — сюит на народно-песенные мелодии и фортепианных пьес.
Добри ХРИСТОВ (1875—1941), композитор, хормейстер, педагог, фольклорист. Музыкальное образование получил в Пражской консерватории (в классе А. Дворжака); в 1906 г. в Софии был удостоен премии за симфоническую поэму «Ивайло», в 1920-е гг. способствовал расцвету деятельности рабочего хора «Георги Кирков» и основанию газеты «Родная песня» (1925); член Академии наук (1929). Как композитор положил начало болгарскому романсу; большое значение имеют его работы по собиранию и исследованию болгарских народной песни.
В оперном жанре работал Георги Атанасов (1881— 1931), автор опер «Гергана», «Борислав». В целом же художественный уровень произведения еще был неровным. Первые крупные мастера появились в 1920- 30-х гг. Среди них:
Петко СТАЙНОВ (р. 1896), композитор и музыкально -общественный деятель, академик, директор Института музыки.
Панчо ВЛАДИГЕРОВ (р. 1899), композитор, пиан ист, педагог. Музыкальное образование завершил в Берлине под руководством П. Юона .(воспитанника Московской консерватории ). После недолгого пребывания на родине (1918—1921) работа дирижером в Берлине (в Театре Макса Рейнгардта) С 1932 г. окончательно поселился в Болгарии, откуда выезжал только в гастрольные поездки (в т. ч. 4 раза в СССР). В области инструментальных жанров — основоположник болгарской музыкальной классики. Характерные черты его стиля -полнокровность народно-жанровых образов, рельефность тематизма, колоритная гармония и оркестровка. Увлечение модернизмом в годы молодости было кратковременным. Соч.: опера «Царь Калоян» (1936), балет «Легенда об озере» (1946); музыка к драмам; оркестровое произведение — «Вардар» (1928) «Семь болгарских танцев», «Еврейская поэма»,
2 симфонии, увертюра «9 сентября» (1949); 5 концертов (4 для фортепино и оркестра , 1— для скрипки и оркестра ), фортепианные пьесы, песни.
Любомир ПИПКОВ (р. 1904), композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Муз. образование получил в Париже (в Эколь нормаль де Мюзик). После возвращения на родину привлек внимание яркими хоровыми и инструментальными произведениями и оперой «Семь братьев Яны» (1937).
Видные композиторы этого же поколения: Марин Големинов (р. 1908), автор балета «Нестинарка» (1938) и «Староболгарского квартета»;
Святослав Обретенов (1904—1953), создатель героической оратории «Партизаны» (последняя ред. 1952/53 г.);
Веселии Стоянов (р. 1902), прославившийся яркими концертами; Филипп Кутев (р. 1903), работающий в разн. жанрах. «
Среди младших представителей современной болгарской музыкальной школы наиболее известны: Тодор Попов (р. 1921)— автор хоровых произведений и квартета; Александр Райчев (р. 1922), балет которого «Гайдуцкая песня» пользуется широкой популярностью; Георгий Иванов (р. 1927); Боян Икономов (р. 1920).
Для развития болгарской национальной школы по пути народности и реализма имеются благоприятные условия: широкая сеть музыкальных учебных заведений, театр, и концертных организаций. До 1945 г. существовал 1 оперный театр (теперь — 6) и 1 симфонический оркестр (теперь — 10). Организован ряд певческих коллективов, среди них хор Государственного ансамбля песни и пляски (под руководством Ф. Кутева). Широкое внимание привлекает успешная деятельность болгарских музыкантов-педагогов (И. Пеев и др.).
Всемирное признание завоевала плеяда певиц и певцов. Среди них Райна Михайлова, Борис Христов, Димитр Узунов, Николай Гяуров, Михаил Попов, Хри-гто Брымбаров. Широко известны также дирижеры А. Найденов, С. Попов, К. Илиев.
Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1412 | Теги: Болгария | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0