Дания - Музыка народов мира - Интересные статьи - Уроки музыки по SKYPE
Главная » Статьи » Музыка народов мира

Дания

Еще в древние времена Дания обладала высокоразвитой музыкальной культурой, о чем свидетельствуют духовые инструменты — луры и рога, сохранившиеся с I в. до н. э. В дальнейшем получила распространение арфа, часто служившая для сопровождения эпического сказа.
В народно-музыкальном творчестве значительной место занимали: эпические песни-сказания о подвигах богатырей (кемпевисер) наряду с широко представленной песенной лирикой и танцами. Мелодика народных песен основана на европейской мажоро-минорной системе и обнаруживает сходство с песенностью соседних стран — Швеции и Севереной Германии. Характерная черта датских напевов — мягкая, светлая грусть.
Изучение народных напевов началось в широких масштабах в 1-й половине XIX в.; виднейшим собирателем был композитор и музыкальный деятель А. П. Берггрен (1801— " 1880). Богатым собранием записей является 11-томный труд «Старинные народные песни Дании», изданный Э. Абрахамсеном и X. Грюнер-Нильсеном.

Музыкальная литература на ранней стадии развития, в XVI в., испытала, как и в других странах Средней Европы, сильное влияние нидерландских композиторов. Среди музыкантов, работавших в эту эпоху, выделяются: Ю. Престон (ум. 1553), А.-П. Кокликус (ок. 1500—1563) и др. В XVII в. усиливается итальянское влияние, которое испытали композиторы Могенс Педерсен (ок. 1585—1630) и Мельхиор Борхгревинк (ум. 1632). Оживленную деятельность в Копенгагене развили французские музыканты, в их числе — скрипач Франсуа Франкёр, И немецкий композитор Генрих Шютц.
В XVIII в. Значительную роль в музыйкальн жизни страны сыграли немецкий композитор Рейнхард Кейзер и итальянский композитор Джузеппе Сарти. К концу века относятся попытки создания датской разговорной оперы (зингшгшля), обнаруживающие еще сильное влияние французской , итальянской и немецкой музыки. Среди ее авторов — немецкие композиторы Иоганн Шульц (1747—1800), Фридрих Кунцен (1761— 1817), датчанин Клаус Шалль (1757—1835). В операх Христиана Вейсе (1774—1842) и Фридриха Кулау
(1786—1832) все яснее проявляется национальный колорит.


Романтическое движение выдвинуло двух крупнейших композиторов Дании 19 века представителей национального направления: Иохин-Петер-Эмилий Гартман П805—1900), автор оперы «Борон», «Корсары», «Маленькая Кирстен» (по Андерсену), опер-балетов «Валькирия » и др.,2 симфоний , оркестровых прризведений , романсов," фортепианных пьес, хоров;
Нильс-Вильгельм Гаде (1817 -1890) - автор 8 симфоний, 5 опер, 2 балетов, программных произведений (увертюра «Отголоски Оссиана» и др.), кантат, камерных ансамблей, романсов, фортепианных пьес.

П. Хеше (1830—1879), И. Гебауэр (1808—1884), И. Хорнеман (1809—1870) известны своими песнями и романсами,
Ф. Гласер (1798—1851), X. Паулли (1800—18&1) — операми и балетами, X.

Люмбю (1810—1874)—вальсами и опереттами.

На рубеже XIX—XX вв. видное место в датской музыке занял Карл Нильсен (1865—1931), композитор-новатор, автор onеры «Саул и Давид», «Маскарад», 6 симфоний, концертов для солирующих инструментов с оркестром, камерных и хоровых произведений. Его современники: Отто Маллинг (1848—1915), Август Энна (1860—1939), автор 8 опер («Ведьма» и др.); Христиан Хорнеман (1841—1906), автор оперы «Аладин», романсов, музыки к драматическим спектаклям; Асгер Хамерик (1843—1923); Петер Ланге-Мюллер (1850—1926).

Среди композиторов XX в. приобрели известность: Пауль фон Кленау (1883—1946), автор оперы «Рембрандт ван Рейн» и др., симфоний, камерных произведений ; Кнудоге Рийсагер (р. 1893), автор оперы «Сусанна», балетов, симфонической и камерной музыки; Иорген Бентцон (1897—1951); Эббе Хамерик (1898—1951), сторонник атональной музыки, автор оперы «Мария Груббе» и др., симфоний, песен.

Композиторы младших поколений — Отто Мортенсен (р. 1907), Герман Коппель (р. 1908), Свен-Эрик Тарп (р. 1909), Иорген Иерсиль (р. 1913)—испытали влияние современной французской музыки; несомненное воздействие музыки Бартока и Стравинского сказывается в творчестве ВайнаХолмбё (р. 1909), Хиндемита и Шёнберга— в творчестве Нильса-Вигго Бентцона (р. 1919).
Исполнительская культура Дании имеет старинные традиции. В XVII в. в Копенгагене ставились, главынм образом силами иностранных актеров, оперные и балетные спектакли. В середине XVIII в. было основано Музыкальное общество, совмещавшее функции концертной организации и учебного заведения. На рубеже XVIII—XIX вв. существовала сеть музыкальных клубов, устраивавших регулярные концерты. Музыкальная жизнь сосредоточена преимущественно в Копенгагене, где имеются консерватория, оперный театр, славящийся и балетным коллективом, а также концертные организации. Среди современных датских исполнителей известны дирижеры Т. йенсен, Э. Тюксен, скрипачи Хансен, А. Гаде, пианисты О. Христенсен, А. Адлер, Э. Дорс, И. Брюн, певцы Н. Симонсен, Л. Мельхиор.
Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1742 | Теги: дания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0