Главная » Статьи » Музыка народов мира

Германия
Германская культура одна из древних мировых культур. Ее вклад в мировую сокровищницу искусства нельзя недооценить.Археологические раскопки свидетельстуют о наличи у древних германских племен музыкальных инстурментов :охотничьи и военные рога (луры), костяные флейты и лироподобные музыкальные инструменты.

В средние века складывались характерные черты немецкой народной песни с ее четкой в структурном отношении, плавной, размеренной и неторопливой мелодикой. Католическая церковь чинила всевозможные препятствия распространению светских напевов, и они бытовали лишь в устной традиции. Разрыв между церковной и народной музыкой усилился с узаконением григорианского хорала (VII в.).

В народе широкое распространение имело искусство бродячих музыкантов — ш п и л ь м а н о в и в а г а н т о в , игравших на фиделе, колесной лире, свирели, трубе.( вообще искусство бродячих артистов свойственно многим странам в средневековые времена.
Вслед за песнями трубадуров и труверов в романских странах возникает в Германии музыкально -позтическое творчество миннезингеров — «певцов рыцарской любви». Это были обедневшие дворяне и бюргерские шпильгманы-музыканты, исполнявшие песни часто на собственные тексты в сопровождении инструментов типа арфы и скрипки.
Сохранились рукописи мелодий м и н н е з а н г а (в Гейдельберге, Иене, Вене). Их авторы — Вальтер Фогель-вейде (1170—1230), Нейхард Рейенталь (ок. 1240),- Освальд Волькенштейн (1377—1445).

В XV в. миннезингеры уступают место мейстерзингерам — цеховым певцам, представителям бюргерской культуры. Из них славился Ганс Сакс (1494—1576), уроженец Нюрнберга, автор более 4000 шуточных, сатирических , карнавальных песен. Его образ воссоздан ЛортцингоМ в опере «Ганс Сакс» и Вагнером в on.fi «Нюрнбергские мейстерзингеры». К концу XVI в. искусство мейстерзингеров приходит в упадок.

Развитие песни привело к созданию ее многоголосных обработок и инструментальных вариаций для лютни и органа. Их записи сохранились в табулатурах. С возникиовевием нотопечатания и развитием мензуральной записи звуков профессиональная музыка стала достоянием более широких кругов любителей музыки. Сохранились первые печатные песенные сборники XVI в.

Антифеодальное и антикатолическое движение Реформации содействовало распространению хоровой музыки.

Руководители Реформации считали музыку могучим фактором воздействия на верующих. М а р т и н Л ю т е р (1483—1546) содействовал организации певческих школ, готовящих канторов, переводил латинские церковные тексты на нем. язык , сочинял тексты и мелодии хоралов.
Марсельезой XVI в. назвал Энгельс повсеместно бытовавший протестантский хорал Лютера «Господь — твердыня наша».

Активными музыкальными деятелями были:
Георг Pay (1488—1548), кантор собора святого Фомы в Лейпциге, композитор и нотопечатник;

Иоганн Вальтер (1496— 1570), первый руководитель саксонской придворной школы канторов в Торгау.
Значительными были иноземные влияния — фламандской , французской и особенно итальянской. Из Италии пришли такие жанры, как светский мадригал и народная вилланелла, обогатившие местные певческие традиции.

Многие немецкие музыканты обучались или подолгу жили в Италии, а в ряде германских городов — представители франко-фламандской школы:
Маттеус Леметр (ум. 1577) — нидерландец, с 1554 — в Дрездене, мастер крупных полифонических форм (5-голосные мотеты);
Орландо ди Лассо (1532—1594), нидерландский полифонист, с 1563— руководитель придворной капеллы в Мюнхене; Ганс-Лео Гасслер (1564—1612), ученик Андреа Габриели в Венеции.

К концу XVI в. в Германии утверждается гомофонная музыка. Слияние традиций немецкой песни с итальянскими песенными формами и техникой генерал-баса характерно для творчества многих композиторов, среди которых: Михаэль Преториус (1571—1621), композитор и теоретик;
Иоганн-Герман Шейн (1586—1630), капельмейстер в Веймаре, кантор собора св. Фомы в Лейпциге, автор студенческих песен на собственные тексты, инструментальных сюит и церковной музыки;
Самуэль Шейдт (1587—1654), капельмейстер в Галле, использовал светские песни в церковной музыке;
Генрих Шютц (1585—1672), капельмейстер в Дрездене, педагог, создатель Пассионен (Страстей), автор первой немецкой оперы «Дафна» на текст Опитца и ряда балетов, а также церковных и светских произведений. Его учениками были Матиас Векман (1619—1674) и Христоф Бернгард (1627—1692), создатель стройной теории композиции.
В германских государствах опера привилась не сразу. В Мюнхене первые постановки и деятельность оперных композиторов (преимущественно итальянцев) стали возможными лишь в серед. XVII в., с окончанием Тридцатилетней войны. Среди немецких композиторов после Шютца следует отметить Иоганна Каспара, чьи оперы
не сохранились. В Гамбурге первая опера («Ада Ева» Иоганна Тейле) появилась лишь в 1678 г.

Большое влияние на немецкую профессиональную музыку оказал церковные капельмейстеры и орган ,способствовавшие проникновению в церковную музыку светских и народных мелодий. Наиболее иэвестен Иоганн Крюгер (1598—1662) , много работавший в области оркестровых сюит , Иоганн-Филипп (1649—1725), способствовавший становлению ранней немецкой оперы.

Большую роль в нем. муз. культуре сыграли непосредственные предшественники Баха:

Дитрих Бухстехуде ( 1637 - 1707) организатор "Вечерней музыки" ( предтеча духовных концертов)
Иоганн Пахельбель (1653 - 1706) в своих токкатах и чаконах соединял разные стилистические направления.
Иоганн Кунау (1660 -1772) является создателем клавирных сонат на библейские сюжеты.
Георг Бем (1661 -1733) ученик Баха.

Авторами немецких песен, в которых сохранивших специфические родные черты (их называли ариями), были Генрих Альберт (1604—1651), ученик Шютца, один из первых, кто использовал генерал-бас в 1-голосных песнях с аккомпанементом (автор 7 томов арий);

Андреас Хаммершмидт (1612—1675) — его произведение «Светские оды»;

Константин Христиан Дедекинд (1628—1715) — сборник песен эльбских муз»;

Адам Кригер (1634—1666)— песни на собственные тексты;

Филипп-Генрих Эрлебах (168 1714) — песенный сборник «Гармоническая радость друзей музыки».


В инструментальной музыке, создаются танцевальные сюиты.

Их авторы:

Пауль Пойл (1570—1625), родоначальник сюиты с вариациями, созданной по типу лютневой музыки;

Иоганн-Якоб Фробергер (1616—1667), ученик Фрескобальди в Риме, создатель клавирной сюиты.


Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1907 | Теги: германия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0