Главная » Статьи » Музыка народов мира

Народная музыка Центральной и Южной Америки

— это сложный сплав музыкальных культур коренного населения — индейцев, африканских негров,европейских завоевателей и колонистов. В период завоевания Америки европейцами культура коренного населения (Майя и ацтеки в Мексике и Юкатане, инки в Перу ) была весьма развитой. В музыке индейских народов используются 2 пентатонных лада с интервалами (в тонах):
1—1—1-2—1 и 1—1-1-2—1—1 У некоторых народностей встречается также 7-ступенная диатоника. Очень разнообразен ритм, порой не поддающийся тактированию и нотной записи. Обычно песни исполняются в унисон (число поющих доходит до 100). Сильная экзальтация при пении приводит к характерному вибрато.



Народные музыкальные инструментарий индейцев: ударные — погремушки и бубенчики из высушенных плодов, .ракушек, глины, бронзы, серебра, золота. Полый ствол с отверстиями на нем разной величины позволяет извлекать при помощи палок звуки разной высоты, напоминающие звуки при игре на ксилофоне. Особенно распространен тепонацтли — полый ствол с надрезом в виде буквы Н, позволяющий извлекать 2 звука разн. высоты ударом по образовавшимся 2 язычкам. Широко распространены барабаны; духовые — флейты, окарины, трубы из ракушек, древесной коры, глины; флейта Пана (сиринкс) из жженой глины или тростника (в последнее время подобные инструменты изготовляются с 3—4 рядами трубок, настроенных диатонически, по одной октаве в каждом ряду).
Лишь немногие инструменты , привезенные в Америку другими народами, в измененном виде сохранились в индейской народной музыке. Среди них 5-струнная мандолина, изготовленная из панциря броненосца, примитивная арфа без педалей, маримба.
Колонизация нанесла большой урон культуре индейцев . В меньшей мере это коснулось музыки. Мн. обрядовые индейские песни, посвященные культу солнца, были использованы католическими священниками в богослужениях.(к ним приспосабливался латинский текст). Сохранились также похоронные, охотничьи, трудовые песни. Лирические песни любви и надежды (харауис), созданные во времена инков, бытуют у перуанских горцев кечуа и аймара.
От слияния индийской и испанской народной музыки образовалась м е т и с с к а я м у з ы к а (в ней наиболее типичны любовные песни ярави).

Со временем испанский народный танец фанданго преобразовался в маринеру (в Перу) или куэчу (в Чили); широко бытуют испанские лирические песни с трагическим содержанием (они называются тристес— грустные).
Негритянские влияния особенно сильны на Кубе, в Гаити, Бразилии.

До XIX в. профессиональная музыка Латинской Америки создавалась в основном иностранными композиторами, преимущественно испанцами.Национальная неависимость , достигнутая странами Лат. Америки, в XIX в., привела к активизации музыкальной жизни и, в частности, к изучению и использованию народной музыки в профессиональном творчестве. Музыкальное образование достигло наибольших успехов в Аргентине, Бразилии, Кубе, Мексике.

Др. страны Латинской Америки выдвинули свои национальные композиторские силы: в Боливии — Антонин Гонсалес Боаво (р. 1885), Эдуардо Каба (1890—1947), Умберто Внекара Монье (р. 1898); в Венесуэле - Кастано Карреньо , Хуан-Баттиста Пласа (р. 1898); в Гватемале — Хосуе Кастильо (1877—1946), Альберто Мендоса, Рафаэль.Аль-варес, Альвар Сармиентос; в Колумбии — Хуан Эррера-и-Чумасеро, Урибе Олгуин, Сантос Сифуэнтес, Хосе Росо Контребас; в Коста-Рике — Мануэль-Мария Гутиеррес (1829—1887)1; в Никарагуа — Сильва Герреро, Луи Дельгадильо (р. 1885).


в Панаме — Нарсисо Гараи (1876 —l945), Педро Редольедо (р. 1895), Рокуе Корредо (р. 1917);

в Парагвае — Анхел Менчака (1885—1924), Хуан-Карлос Морено, Хосе-Асунсьон Флорес (р. 1904), автор симфонии «Гуарани»; ряд патриотических песен написали Эрминио Хименес и Феликс Кардос;

в П е р у — Хосе-Бернардо Альседо (1798— 1878), Хосе-Мария-Вальде Риестра (1859—1925), Даниэль-Аломия Роблес (1871—1942), Роберто-Карпиа Вальдес (р. 1900), Теодоро Валькарсель (1902—1942), Висенте Стеа (1884—1943), Андреас Сас; в Уругвае— Альфонсо Брокуа (1876—1946), автор оп. «Табаре», балета, фортепианного квинтета, симфонические поэмы; Карлос Педрель (1878—1941), автор 3 опер, балета, вокальных и симфонических произведений ; Эдуардо Фабини (1883—-1950), композитор и скрипач, автор симфонической поэмы «Кампа», основатель консерватории в Монтевидео, Альберто Сориано и др.; в Чили — Хосе Сапиола (1807—1885), Энрике Соро, Доминго Санта-Крус, Пабло Гарридо, Хуан-Антонио Оррего, Педро-Умберто Альенде (р. 1884), глава новой школы чилийской музыки; его сочинения : «Голоса улиц» и «Крестьянские сцены» для оркестра , 12 тонад для фортепиано ; Карлос Исамит (р. 1887) на основе индейского фольклора написал Арауканскую сказку для голоса с оркестром и Арауканскую сюиту для оркестра ; Армандо Карвахаль (р. 1907), автор кантаты «Симфония молотьбы» на слова П. Неруды, обр народных песен.
Категория: Музыка народов мира | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 3012 | Теги: Южная Америка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0