Главная » Статьи » Теория музыки

В категории материалов: 27
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ — условное обозначение буквами звуков разл. высоты; встречалось еще в древн. Греции; с 10 в. в Европе стали применять лат. буквы, обозначив звук наиболее низкий из употреблявшихся тогда в пении буквой А (теперь называется также слоговым названием ля) и последующие звуки в порядке лат. алфавита буквами В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Впоследствии звук В стал применяться в двух разновидностях. Более высокая из них обозначалась прямоугольным знаком и называлась В durum [лат. — Б твердое] или В quadratum [лат. — Б" квадратное, по-фр. — В саггё (бэ каррэ), отсюда термин бекар]; более низкая из них обозначалась круглым знаком и называлась В m о 11 i s [лат. — Б мягкое, по-фр. — b mol (бэ моль), отсюда термин бемоль] или В rotundum [лат. — Б круглое]. Затем более высокая разновидность (си) была обозначена следующей по алфавиту буквой Н, а более низкая (си-бемоль) сохранила обозначение буквой В. При расширении звукоряда звук ниже А обозначался греч. буквой Т, «гамма» (отсюда название современной гаммы).
Теория музыки | Просмотров: 2112 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013


ЛАДОВАЯ АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение или по нижение на полутон неустойчивых ступеней лада для усиления их тяготения в устойчивые ступени. Посред ством Л. альтерации неустойчивые ступени прибли жаются к устойчивым и образуют ряд хроматических интервалов. Л. альтерация обозначается не ключевыми, а случайными знаками. В мажоре повышаются II и IV ступени для усиления их тяготения в терцовый и квинтовый тоны тонического трезвучия и понижаются II и VI ступени для усиления их тяготения в основной и квинтовый тоны тонического трезвучия. В миноре понижается II ступень для усиления ее тяготения в тонику и повышается IV ступень для уси ления ее тяготения в квинтовый той тонического тре звучия.
Теория музыки | Просмотров: 2562 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013

Знакомство с фортепиано начинается с изучения клавиатуры.
Основные понятия , связанными с клавиатурой : клавиша, октава, регистр , ноты и их месторасположение на инструменте, зона правой и левой руки
Термины «клавиатура» и «клавиша» имеют одно происхождение. От латинского слова «ключ». Хотя историки имеют и другую версию: слово «клавиатура» на Востоке очень близко по написанию и звучанию к тому, как на Востоке назывались шахматы. Тогда возникло предположение , что прототипом клавиатуры послужила шахматная доска. Вполне может быть , что черно-белая клавиатура действительно ведет свое начало от чередования черных и белых квадратов на шахматном поле. Нажатая клавиша ( первым клавишным был орган) открывала доступ воздуха в трубку, которая издавала звук определенной высоты.
Теория музыки | Просмотров: 2067 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013

РАВНОМЕРНО-ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ ЗВУКОРЯД — звукоряд, в котором каждая октава разде лена на двенадцать равных частей и высотное соотно шение двух соседних звуков одинаково во всех слу чаях. Соотношение это называется полутоном и является мерой измерения всех др. высотных отноше ний. Р.-темпер, звукоряд установился на рубеже 17—18 вв.; является хроматическим, т. е. содержащим звуки одного названия, но разной высоты (напр, до и до-диез, ре и ре-бемоль и т. п.); может быть назван также полным и рассматриваться как сочетание двух звукорядов: основного (диатонического). образованного из звуков простых названий (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), и вспомогательного (ангемитонного, т. е. бесполутонового), состоящего из звуков повышенных или пониженных названий и до полняющего основной звукоряд.
Теория музыки | Просмотров: 1216 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013


ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — спец. орудия для извлечения муз. звуков определенного тембра (т. е. характера звучания, окраски); профессиональные И. музыкальные образуют 3 группы: струнные, духовые, ударные. Струнные (в которых звучат струны) по способу звукоизвлечения делятся на смычко вые — скрипка, альт, виолончель, контрабас; щип ковые — арфа; молоточковые — фортепиано.
Теория музыки | Просмотров: 1017 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013


Буквально переводится с немецкого языка как «черта, линия». Это прием игры на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение. Если у человека невнятная речь , то про него могут сказать , что у него плохая артикуляция. Это понятие применимо и к музыке. Не секрет , что даже самую красивую мелодию , можно сыграть скучно и неинтересно ( примерно как говорит ежик в мультфильме Нордштейна «Ежик в тумане». ) а еще ее можно сыграть связно ( что соответствует музыкальному термину «легато» ) или отрывисто («стаккато» ) . Между этими полярными штрихами находится множество промежуточных.
Теория музыки | Просмотров: 1126 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013


Начало метрической стопы не всегда подчеркивается одинаково сильно. Очень часто в музыкальном произведении две или несколько метрических стоп сливаются в один такт. При этом сильнее других выделяется начало первой стопы. Метр, в котором происходит слияние метрических стоп, называется сложным метром, а такты, выражающие сложный метр, называются сложными тактами. Отсюда следует, что сложными называются такие такты, в которых слиты две или несколько простых метрических стоп, как бы суммируются два или несколько простых тактов.

Теория музыки | Просмотров: 1336 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013


Полиритмия , моноритмия,полиметрия, полихронность, политемповость
Полиритмия – сочетание в одновременности двух или нескольких ритмических рисунков.
( в одном голосе четвертные , в другом – восьмые например )….Надо сказать этот самый безобидный из встречающихся в музыкальной практике полиритмических вариантов.
Полиритмия в широком смысле - объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмических рисунков .
Теория музыки | Просмотров: 1823 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013

Все имеющиеся виды сложных тактовых размеров получились от слияния одинаковых стоп, то есть двухдольных с двухдольными или трехдольных с трехдольными. Но в музыке нередко встречаются особые виды сложных тактов, в которых сливаются различные стопы - двухдольные с трехдольными. Такие такты называются смешанными. Особенно часто они встречаются в музыкальном фольклоре славянских народов, в латышских и эстонских песнях, а также в музыке славянских и русских композиторов. ( Дворжак, Сметана, Римский –Корсаков, Мусоргский , Кюи, Бородин )
Теория музыки | Просмотров: 2457 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013


Если с внимательностью у вас нет проблем , то вы легко заметите , что кроме белых клавиш на фортепиано , есть еще и черные . А зачем эти черные клавиши? Можно было обойтись одним цветом при создании клавиатуры…?
Давайте вместе разберемся в этом. Вообще музыканты давно искали такой строй , который бы делил весь диапазон любого инструмента на равные по соотношению отрезки. Этим отрезком в итоге оказался полутон.
Теория музыки | Просмотров: 1631 | Добавил: Submarina | Дата: 30.01.2013

1-10 11-20 21-27