Главная » Статьи » Теория музыки

Гармонические созвуки

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЗВУКИ — звуки разл. высоты, возникающие одновременно от колебания полного объема, а также половинных, третьих, четвертых и т. д. частей какого-л. звучащего тела (струны, столба воздуха и т. д.). Самый низкий из них (основной тон), получаемый от колебания полного объема звучащего тела, слышен лучше других и обозначается обычно как единственно звучащий, а остальные (гармонические призвуки, или обертоны) получаемые от колебания частей звучащего тела, дополняют звучание основного тона и влияют на образование тембра. Все Г. созвуки при звучании образуют натуральный звукоряд, или шкалу Г. с о з в у к о в. Г. созвуки нумеруются снизу вверх; номер каждого созвука показывает также, от колебания какой части колеблющегося тела он образовался (напр., второй созвук образуется от колебания второй, т. е. половинной части звучащего тела, четвертый— от колебания четвертой части и т. д.). Шкала Г. созвуков имеет постоянное строение. Интервалы между соседними созвуками сужаются по мере движения по шкале вверх и представляют последовательно чистые октаву, квинту, кварту, большую терцию, две малых терции, три больших секунды и т. д., причем в равномерно-темперированном звукоряде седьмой, девятый и бо¬лее высокие нечетные, а после двенадцатого и некоторые четные созвуки звучат неточно. Шкала Г. созвуков содержит ряд аккордов; первые 5—6 созвуков образуют большое трезвучие (4-й, 5-й, 6-й созвуки — б. трезвучие в сжатом расположении); первые 7—8 созвуков — не вполне точно малый мажорный септаккорд в сжатом расположении; первые 9—10 созвуков — также не вполне точно — большой мажорный нонаккорд (4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 9-й созвуки — б. мажорный нонаккорд в сжатом расположении). Все эти аккорды являются акустически правильными и играют (особенно первые два) первичную роль в образовании мажоро-минорной системы ладов. Исполнение тех или иных звуков из шкалы Г. созвуков доступно каждому духовому инструменту без применения клапанов, вентилей и т. п. приспособлений, изменяющих объем колеблющегося в нем столба воздуха.
Категория: Теория музыки | Добавил: Submarina (27.01.2013)
Просмотров: 902 | Теги: Гармонические созвуки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0