Характеристика звука - Теория музыки - Интересные статьи - Уроки музыки по SKYPE
Главная » Статьи » Теория музыки

Характеристика звука

По характерным особенностям тембра, диапазона, силы звука, по расположению переходных тонов между регистрами и по способности преодолевать различную тесситуру певческие голоса разделяются на сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас. Певческий голос может изменять свою высоту в пределах 2 октав. Отдельные певцы обладают значительно большим диапазоном (О. А. Петров имел диапазон голоса С — g1).
В каждой группе (кроме басов) различаются лирические , лирико-драматические и драматические голоса. Басы делятся на высокие, так называемое кантанте, и низкие — профундо. В группе сопрано особо выделяется колоратурное (более высокое, способное исполнять технически трудные виртуозные пассажи, украшающие партию) и лирико-колоратурное. Диапазон детских голосов с возрастом постепенно увеличивается, достигая своего предела (около полутора октав) к периоду мутации.
В голосе необученного певца можно заметить отдельные участки диапазона, на которых голос звучит однородно по тембру. Ряд последовательных и однородных по тембру звуков называют р е г и с т р о м : высоким (головной), средним (микст), низким (грудной). В вокальной педагогике понятие регистра тесно связывается с голосообразованием на данном участке диапазона; термин «регистр» также применяется для обозначения способа звукообразования (например, может быть отмечено стремление «петь высокие тона грудным регистром»).
В женских голосах различаются 3 регистра : головной, микст, грудной ; в мужских 2 регистра :грудной и микст ( головное звучание применяется только в исключительных случаях).
Регистры мужских и женских голосов в натуральнном виде применялись в художественном пении до XIX их можно слышать и в наши дни в пении некоторых народных и необученных певцов. Большинство педагогов рекомендует один механизм звукообразования без изменения тембра, благодаря чему весь диапазон хорошо обработанного голоса представляет собой как бы единый регистр.
Для выработки единой линии, достижения однородности тембра на всем диапазоне голоса вокальная педагогика использует метод прикрытия. В основу прикрытия берется темный, округлый тембр звука. Осуществление прикрытия происходит посредством округления гласных (А через О, О через У), при сохранении глубокого певческого дыхания, правильной «настройки» певческих резонаторов. Общеизвестны указания Глинки «тянуть звук на литеру А (итальянское)» и высказывания других педагогов об особом формировании гласных звуков в пении.
Звук, возникающий в гортани в результате воздушных толчков, приводит в колебание надгортанные полости (глотки, рта, носоглотки), то есть так называемую надставную трубу, и благодаря этому изменяет свои тем бровые качества. Надставную трубу («верхний резонатор») поэтому называется форматором певческого звука, Наибольшее значение приобретают полости рта и глотки, объем и форма которых могут в широких пределах изменяться благодаря исключительной подвижности языка, мягкого неба, надгортанника, а также различной степени раскрытия рта.
Основная функция надставной трубы — формирование гласных и согласных звуков. Согласные в пении сравнительно мало отличаются от аналогичных речевых звуков; при пении их можно отметить большую отчетливость и возрастание динамики. Певческие гласные значительно отличаются от речевых по способу форми рования (особый тип дыхания, большая стабильность формы колебаний связок и др.) и по акустическому составу. Основные законы орфоэпии в пении во многом совпадают с общепринятыми нормами произношения в речи.
Большое значение имеет грудной резонатор, усиливающий певческий звук. Правильное использование резонаторных свойств придает голосу хорошую способность передаваться на большие расстояния без ощутимой утраты динамических качеств и без заметных изменений в акустическом составе, способность «заполнять» зал.
Категория: Теория музыки | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1221 | Теги: характеристика звука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0