Главная » Статьи » Жанры и стили музыки

Джаз

ДЖАЗ — жанр эстрадной музыки, преимущественно танцевального характера. Джазом также называется оркестр, исполняющий эту музыку. К танцевальной джазовой музыке относятся: фокстрот, уан-степ, ту-степ, чарлстон, танго, румба; буги-вуги, рок-н-ролл и т. п.
Джаз сформировался на юге США в 20-х гг. XX в. (см. США). Непосредственные предшественники джаза: блюз (blues — грусть), регтайм (ragtime — «рваный ритм») — фортепианный жанр с характерным противопоставлением ритмически свободной, часто синкопированной мелодии четкому маршевому аккомпанементу.
Характерные особенности джазовой музыки:

а) специфический лад с нефиксированными точно III и VII ступенями (в сравнении с мажором они понижены), использование глиссандо (заимствовано от негритянского фольклора — спиричуэлс);
б) особый синкопированный ритм, образующий сложную систему ритмических перебоев, так называемый «суинг» (swing — качание, раскачивание). Как правило, ритм 2-дольный, причем 1-яортепдоля протяжная (духовые), 2-я — отрывистая (ударные, фортепиано). Многоплановость ритма (полиритмия), а также смещение акцентов при повторении одной и той же мелодии. Характерен 4-долъный ритм буги-вуги (его не надо смешивать с танцем), представляющий собой повторение остинатной фигуры в басу при подчеркивании 1-й и 4-й долей;
в) простая гармония, изобилующая плагальными оборотами и последованиями параллельных субдоминантовых септаккордов
г) джазовый оркестр обычно состоит из 7—15 музыкантов; из музыкальных инструментов преобладают саксофоны (4—6) и кларнеты, а также трубы (2—3), корнеты, тромбоны (3—4). Не привилось прозрачное звучание флейты, а также скрипки. Для исполнения характерны глиссандо, портаменто, вибрато, сурдины — особенно саксофонов, труб, тромбонов . К основным ударным инструментам (набору барабанов и тарелок разных размеров, на которых играет один исполнитель) по своей роли в оркестре приближаются фортеапиано , контрабас, банджо, гитара. Как отклонение от нормы в джазе встречаются скрипки, туба (вместо контрабаса), гавайская гитара, электроинструменты ;
д) как правило, форма статична, главенствует тема с вариациями, исполняемыми различными составами инструментов при общем звучании всего оркестра в конечной вариации;
е) преобладают громкие звучания
В истории джаза известны разные стили.
Ранний нью-орлеанский (его называют также «диксиленд»; крупнейший его представитель Л. Армстронг отличается коллективной импровизационностью при простом аккомпанементе и острым ритмом (так наз. «бит»);
эти свойства были развиты чикагской школой джаза в конце 20-х гг. («золотой век джаза»).
В 30-х гг. возник стиль суинг. Для него характерны развитые сольные импровизации на фоне сложного аккомпанемента, основанного на часто повторяемых с незначит, изменениями 2—4-тактных фразах (так наз. «рифф»). «Король суинга» — Б. Гудмен. Как реакция на засилье суинга в 1939 г. началось движение за возрождение нью-орлеанского стиля (так называемый «новый нью-орлеанский джаз»).
К началу 40-х гг. возник стиль «боп» с очень сложными сольными импровизациями различных инструментов на фоне основного ритма у тарелок (допускаются также импровизационные вставки у других ударных инструентов .). Характерным для стиля «боп» является оркестр из 7—9 человек — «комбо».
В 50-х гг. появился стиль «кул», в котором солист исполняет импровизации в «холодном» виртуозном стиле («холодный суинг») на фоне сложного аккомпанемента.
В зтот же период развивается стиль «прогрессив» («современный суинг»), в котором импровизация уступает место сложной партии разросшегося оркестра.
Успех джазовой музыки вызвал появление так называемой «коммерческого джаза», исполняющего в основном танцевальную музыку. Эта музыка в большинстве своем потеряла ту свободу импровизации и народный колорит , который был в джазе до него.К этому направлению относятся буги-вуги, рок-н-ролл.
Джордж Гершвин (1898—1937) вывел джаз из рамок чисто развлекательной музыки, создав крупные музыкальные произведения , основанные на симфонизации негритянского джаза .Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром , опера «Порги и Бесс»).
Многие музыканты творчески восприняли и успешно применили лучшие черты негритянского джаза — его демократичность, эмоциональность, импровизационность, характерную ритмику и интонационный строй, народный юмор, оптимизм.
Его элементы использовали в своем творчестве К. Дебюсси («Кукольный кекуок»), Ж. Орик (Фокстрот для 2 фортепиано ), Д. Мийо (Фуга на джазовую тему), А. Онеггер (Прелюдия и блюз), М. Равель (Блюзовая соната), И. Стравинский (Регтайм для фортепиано), Э. Кшенек (опера «Джонни наигрывает»), а также П. Хиндемит, К. Вейль, А. Руссель, Ф. Пуленк и другие.
Известные исполнители и руководители джаз-оркестра в СССР: Л. Утесов, Э. Рознер, А. Цфасман, О. Лундстрем и др. Талантливые произведения для джаза создали И. Дунаевский, В. Соловьев-Седой, М. Блантер, А. Бабаджанян, А. Петров, А. Эшпай, В. Людвиковский и др.
Категория: Жанры и стили музыки | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 7202 | Теги: джаз, Jazz | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0