Главная » Статьи » Жанры и стили музыки

Истоки русского вокального искусства

Истоки русского вокального искусства — в народно-песенных исполнительских традициях и в церковном песнопении. Упоминания о певцах - гуслярах,прославлявших после побед над врагами своих князей, встречаются у древнерусских летописцев . Для певцов-гусляров характерно чередование речитативно-былинного повествования с кантиленными эпизодами под аккомпанемент гуслей. Исполнительские традиции певцов переходили от поколения к поколению.
Профессиональное обучение пению началось в Киевской Руси в певческих школах. Учителями были певцы, специально привезенные из Греции. Вначале занятия проводились по слуху, позднее — по нотам. Нотопись древнего церковного пения была безлинейной, называлась крюками или знаменами . Эти знаки имели не только музыкальное значение (указывали высоту и продолжительность звука), но и вокально -техническую (содержали указания петь грудным или гортанным звуком и т. п.), что способствовало развитию вокальных навыков. Практика церковного пения выработала ряд ценных правил, касающихся вокализации, артикуляции, динамики.
Наиболее древние руководства по пению: «Азбука знаменного пения» А. Мизенцева (1668) и «Идея грамматики мусикийской» Н. Дилецкого (1679), IV часть которой посвящена искусству пения. Специальные вокально -методические труды по сольному пению появились лишь в XIX в. («школа пения» А. Е. Варламова). Русская классическая вокальнаяшкола окончательно сформировалась в связи с исполнением музыки Глинки. Под непосредственным руководством великого композитора воспитывались русские певцы О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, Д. М. Леонова, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский и другие. Глинка создал оригинальный метод выравнивания, укрепления и развития голоса, иногда называемый концентрическим, написал ряд специальных упражнений и этюдов (вокализов). По методу Глинки «надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты... ибо, усовершенствовав их, мало-помалу, потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки». Его упражнения не имеют фортепианного сопровождения, поются на гласный звук А. Рекомендация петь их без произнесения названий нот говорит о Глинке как о стороннике вокализации.
Музыкальные произведения композиторов 2-й половины XIX в., связанные с поисками музыкальных речевых интонаций, осмысленной, оправданной мелодии, поставили перед русскими певцами новые задачи, воспитали новое отношение к слову и подняли русскую вокальную школу на новую ступень.
В начале XX в. благодаря выдающимся достижениям Шаляпина, Собинова, Ершова, Неждановой и других певцов русская вокальная школа получила мировое признание. Ее принципы легли в основу советской вокальной школы.
Музыкально -педагогические принципы советской методики :
а) единство художественного и технического развития певца,
б) постепенность и последовательность в обучении,
в) индивидуальный подход к учащемуся.
В педагогической работе рекомендуются следующие методические установки:
1) грудобрюшное дыхание;
2) высокая позиция, обеспечивающая характерные для всех голосов нормы звучания нижней и верхней певческих формант;
3) смешение грудного и головного резонаторов с преобладающим участием каждого из них для разн. высоты звуков и в зависимости от содержания исполняемого произв.;
4) свободное положение гортани; 5) раскрепощение мышц надставной трубы от напряжений.
Категория: Жанры и стили музыки | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 1241 | Теги: русский вокал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0