Главная » Статьи » Жанры и стили музыки

Концерт

КОНЦЕРТ (от итал. concertare — состязаться) — крупное музыкальное произведение виртуозного характера для 1 или нескольких исполнителей-солистов в сопровождении оркестра В конце XVI в. из мотета развился церковно вокально -хоровой Концерт, в котором 2 хора перекликались, состязались между собой. Лудовико Виадана (1564—1645) перенес в оркестр основные принципы вокально -хорового концерта. Так возник concerto grosso (кончерто гроссо — большой концерт), где всему оркестру (tutti) противопоставлялась группа из 3 инструментов — трио (2 скрипки и альт или 2 гобоя и фагот).

Первым концертом для солирующего инструмента с оркестром был скрипичный концерт Джузеппе Торелли (ок. 1650—1708), сочиненный в 1608 г. В Италии подлинных высот в жанре инструментального концерта достигли Алессандро Страделла (1642—1682), Арканджело Корелли (1653—1713), Алессандро Скарлатти (1660—1725) и Антонио Вивальди (ок. 1678—1741). В Германии, где господствовала инструментальная сюита, концерт привился несколько позднее, в творчестве Баха и Генделя. Наряду с кончерто гроссо первый создал сольный концерт для клавесина с оркестром , второй — для органа. В это же время культивировались и концерты для 2, 3 и 4 солистов с оркестром.
Во 2-й половине XVIII в. Гайдн и Моцарт создали классический тип инструментального концерта , построенного в форме 3-частного сонатно-симфонического цикла. Развивая и обогащая партию солирующего инструмента , композиторы вводили в концерты каденции, исполняемые солистом без сопровождения оркестра (обычно в конце I или III частей). Каденции долгое время представляли собой блестящие виртуозные импровизации исполнителей, обычно на темы концерта. Бетховен утвердил практику сочинения каденций самим композитором. Развивая классический тип инструментального концерта , Бетховен симфонизировал жанр, создав новый тип концерта : скрипичный (Ре мажор, соч. 61, 1806) и фортепианный (№ 1, До мажор, соч. 15, 1796; № 2, Си-бемоль мажор, соч. 19, 1795—1798; № 3, до минор, соч. 37, 1800; № 4, Соль мажор, соч. 58, Г805; № 5, Ми-бемоль мажор, соч. 73, 1809).
Симфонизация концерта полностью изменила его структуру и резко усилила роль оркестра , который стал равноправным партнером солиста. Характерные для творчества Листа поиски формы коснулись и концерта : многочастную циклическую форму он заменил в нем 1-частной. К лучшим концертам композиторов-романтиков относятся также скрипичный концерт Паганини, Мендельсона и Брамса, фортепианный концерт Шопена,Шумана, Грига. К жанру концерта приближаются и такие произведения , как симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834) Берлиоза, Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885) Франка, Испанская симфония для скрипки с оркестром (1873) Лало. Оригинальные поиски новых форм этого старинного жанра продолжали композиторы XX в. (концерт для фортепиано (для левой руки) Равеля, Рапсодия в стиле блюз Гершвина, концерт для 2 фортепиано с оркестром Пуленка).
В России жанр инструментального концерта достиг расцвета в творчестве Чайковского. Его стремление к демократичному, доступному широкому слушателю искусству отразилось в созданных им скрипичном и 3 фортепианных концертов (наиболее известен Первый—1875), а также в Вариациях на тему рококо для виолончели с оркестром. Все они отличаются народностью музыкального тематизма, праздничностью, жизнеутверждающей силой. Мировой известностью пользуются также Четвертый концерт для фортепиано с оркестром А. Рубинштейна, концерт для фортепиано с оркестром Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова, концерт для скрипки с оркестром Глазунова. Прочное место в репертуаре пианистов заняла Фантазия на темы И. Рябинина для фортепиано с оркестром А. С. Аренского.
Значительное место занял концерт в творчестве советских композиторов. Крупные достижения принадлежат здесь Мясковскому, Прокофьеву, Шостаковичу, Кабалевскому, Хачатуряну. Интересные, основанные на народном мелодизме концерты созданы А. Бабаджаняном (р. 1921), Б. Дварионасом (р. 1904), О. Тактакишвили (р. 1924). Советские композиторы раздвинули жанровые рамки концерты . Так, например , Р. Глиэр создал концерт для голоса с оркестром , Н. Будашкин (р. 1910) — концерт для различных русских народных инструментов с оркестром.
Категория: Жанры и стили музыки | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 3463 | Теги: Концерт | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0