Опера - Жанры и стили музыки - Интересные статьи - Уроки музыки по SKYPE
Главная » Статьи » Жанры и стили музыки

Опера

ОПЕРА (итал. opera — сочинение, произведение) — синтетический вид искусства, в котором соединяются вокальная и инструментальная музыка, поэзия, драматическое и изобразительное искусство, часто — хореография. Литературный текст, лежащий в основе оперы , называется либретто (итал. libro— книга). Первые оперы созданы в Италии на рубеже XVI—XVII вв.Существуют следующие разновидности оперы : Опера-сериа — «серьезная» опера на историко-мифологический сюжет; сложилась в конце XVII в. в Неаполитанской школе.
Ее характерные черты: преобладание сольных номеров, отсутствие хора и балета. Здесь сформировались итальянская увертюра, 3-частная ария da capo, формы речитатива («секко» и «аккомпаниато»), основные принципы «бель канто». Классические образцы оперы-сериа создал А. Скарлатти. Опера-буффа — комедийно-бытовая опера , возникла в XVIII в. в Италии на основе реалистической комедии в противовес придворной опере-сериа («Служанка-госпожа» Перголези). Под влиянием оперы-буффа в разных странах возникли демократические оперные спектакли с элементами социальной сатиры, построенные на народных, песенно-танцевальных мелодиях, с разговорными диалогами: балладная опера в Англии («Опера нищих» Пепуша), комическая опера во Франции («Блез-сапожник» Филидора), зингшпиль в Германии («Похищение из сераля» Моцарта), русск. народно -бытовая комическая опера конца XVIII в. («Санктпетербургский гостиный двор» Матинского). Близка опере-буффа испанская тонадилья. Опера-балет — спектакль с преобладанием балетных сцен; возникла в XVII в. во Франции (Люлли). Лирическая трагедия — классический французский оперный жанр на мифологический или исторический сюжет. Возникла в XVII в. (Люлли). Опера спасения («Опера спасения и ужасов») возникла в конце XVIII в. во Франции; драматический сюжет отражал идеи борьбы против тирании («Фиделио» Бетховена). В «опере спасения» сочетались трагедийные и комедийно-бытовые элементы. Здесь впервые были использованы лейтмотивы. Большая опера — пышный, декоративный историко-романтический спектакль с использованием крупных составов исполнителей; определился в 20-х гг. XIX в. во Франции в творчестве Мейербера. Лирическая опера возникла во Франции во 2-й половине XIX в. в противовес большой О. Сохраняя черты романтизма, она реалистически отображала духовный мир простого человека («Фауст» Гуно). Веристская опера (от итал. vero — истинный) возникла в конце XIX в. в Италии под влиянием лит. течения веризма («Паяцы» Леонкавалло). Музыкальная драма возникла в середине XIX в. в Германии в творчестве Вагнера. В ней отсутствуют законченные музыкальные номера, течение музыки беспрерывно в пределах сцены и акта (отсюда понятие «бесконечной мелодии»), господствуют лейтмотивные характеристики героев. Ведущую роль играет оркестр , вокальной партии построены на подчеркнутой музыкальной декламации. В России большое развитие получила народная музыкальн&я драма (Мусоргский).
По структуре опера состоит из завершенных разделов или номеров — арий, ансамблей, хоров,танцев («Кармен» Визе); другой тип оперы строится по принципу сквозного развития, при котором в пределах акта каждый сольный, хоровой, оркестровый эпизод, не завершаясь, переходит в следующий («Тристан и Изольда» Вагнера). Во многих операх используется система лейтмотивов — ярких мелодических оборотов или тем, характеризующих то или иное действующее лицо, идею, переживание, ситуацию и повторяющихся при их появлении или упоминании о них.
Опера делится на относительно завершенные части спектакля — действия (акты), разделенные между собой антрактами. В свою очередь действие состоит из ряда картин; разделы действия или картины называются сценами. Сцена складывается из отдельных эпизодов (номеров), включающих арии, речитативы, ансамбли, хоровые и инструментальные разделы. Наряду с основными действиями в опере могут быть пролог и эпилог. Основная форма сольного оперного пения — ария, законченный по построению эпизод, наиболее полно характеризующий героя и раскрывающий мир его чувств и переживаний. По форме арии бывают 2-частными (сопоставление медленной и быстрой частей, например , в арии Ратмира из III д. «Руслана и Людмилы» Глинки); 3-частными (так называемые арии da capo, в которых III часть — повторение I, например , ария Гремина из «Евгения Онегина»); написанными в сонатной форме (ария Руслана из II Д.).
Разновидности арии — ариетта (маленькая ария);
ариозо (обычно возникает как отклик на драматическую ситуацию из мелодически насыщенного речитатива, напр, ариозо Германа; реже — замкнутая форма, напр, ариозо Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского);
каватина (лирическая или повествовательная ария, не содержащая темповых контрастов, напр, каватина Берендея из «Снегурочки» Римского-Корсакова);
кабалетта (преимущественно героического характера в четком ритме, например , кабалетта Манрико из «Трубадура» Верди); монолог. В опере встречаются такие формы сольного пения, как романс, баллада, песня, серенада, канцона.
В опере широко используется речитатив — декламационная форма пения, основанная на выразительных эмоционально-окрашенных интонациях человеческой речи. Существует 2 вида речитатива: secco («сухой») — близкий разговорной речи, в свободном ритме, исполняется под аккомпанемент в аккордовом складе; ассот-pagnato («аккомпанированный») — более мелодичный, с четким ритмом и развитым оркестровым сопровождением.
Ансамбли по их роли в драматургии оперного спектакля делятся на ансамбли «состояния», каждый из участников которых осмысливает или переживает только что происшедшее на сцене (квинтет из «Пиковой дамы» Чайковского) и ансамбли «действия», в которых происходит столкновение действующих на сцене героев (дуэт Кармен и Хозе из IV д. «Кармен» Бизе).
X о р в Опере — коллективный герой, играющий одну из главных ролей, а иногда и главную. Особенно велика роль хора в реалистических операх , в частности в рперах русских композиторов, где хоровые эпизоды широко используются в массовых народных сценах.
Симфонический оркестр — один из составных элементов оперы В XVI—XVIII вв. он занимал подчиненное положение и в основном сопровождал вокальные партии или использовался в танцевальных интермедиях. В XIX в. значение оркестра в опере возросло, особенно с симфонизацией спектакля (сквозное музыкальное развитие, система лейтмотивов).
Опера обычно начинается оркестровой пьесой — увертюрой . В первых операх увертюра служила лишь для оповещения о начале спектакля («Орфей» Монтеверди). В XVI—XVIII вв. развилась 3-частная увертюра (sinfonia), по схеме быстро — медленно — быстро (итал.) и по схеме медленно — быстро— медленно (франц.), а затем — увертюра в сонатной форме. Увертюра может быть построена на самостоят, муз. тематизме («Севильский цирюльник» Россини) или с использованием тем оепры («Руслан и Людмила» Глинки). Незавершенный оркестровый раздел в начале оперы , непосредственно вливающийся в I действие или пролог, называется вступлением («Борис Годунов» Мусоргского), прелюдией («Риголетто» Верди) или интродукцией (т. е. введением — «Пиковая дама» Чайковского).
В драматургии оперы важная роль отводится оркестровым вступлениям к отдельным действиям («антрактам», интродукциям, напр, вступление к IV д. «Кармен» Бизе), оркестровым разделам между картинами («Полтавский бой» из «Мазепы» Чайковского). До крупных самостоятельных оркестровых пьес вырастают подчас эпизоды, марши, танцы, шествия (танцы из «Ивана Сусанина» Глинки, Половецкие пляски из «Князя Игоря» Бородина, марш из «Аиды» Верди).
Категория: Жанры и стили музыки | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 3453 | Теги: опера | Рейтинг: 2.8/6
Всего комментариев: 0