Вокал история развития - Жанры и стили музыки - Интересные статьи - Уроки музыки по SKYPE
Главная » Статьи » Жанры и стили музыки

Вокал история развития

В отдаленные времена пение было неразрывно связано с пляской, словом, жестом.
Вплоть до расцвета античной культуры сохранялся непрофессиональный, народный характер вокального искусства.
В Древней Греции, постепенно отделяясь от танца, пение становилось самостоятельным видом искусства. Наряду с самодеятельными, певцами здесь появились
профессионалы эпического пения — аэды, получавшие специальное образование. Аэд принадлежал к категории «демиургов», то есть ремесленников, находившихся на службе у общины. Большую роль в развитии сольной лирики сыграла музыкально -поэтическая школа на острове Лесбосе (конец VIII — нач. VII в. до н. э.), где певцы обучались игре на кифаре и «мерной декламации звучным, плавным голосом» (Р. Грубер).
Для героического эпоса Древней Греции характерно монотонное повторение мелодико-речитативной фигуры, диапазон которой обычно не превышает кварты или квинты. История сохранила имена певцов этой эпохи: Терпандера, Ксенокрита, Стехизора, певицы Носсиды и др.
В связи с представлениями трагедий развивалось хоровое искусство. Вплоть до Эсхила основой трагедии являлся хор; первые театр, представления выливались в состязание лучших хоровых коллективов.
В эпоху раннего средневековья только церковь располагала певческими школами и подготовленными певцами. Во времена папы Григория I процветала церковно-певческая школа в Риме (590—604). Несколько позднее подобные школы были основаны и в других городах.
В литературных источниках (Боэций и др.) имеются единичные методические указания, касающиеся певческого звукоизвлечения. Обучение пению продолжало оставаться элементом общей музыкальной культуры. Только к XVII в. вокальное искусство получило самостоятельное значение как искусство правильного, красивого голосообразования. Певческий голос и его формирование стали привлекать к себе внимание музыкантов. В 1601 г. вышел в свет сборник мадригалов Дж. Каччини «Nuove musiche» («Новая музыка») с его предисловием, значит, часть которого он посвящает искусству сольного пения.
С середины XVII в. начался период расцвета вокального стиля, известного под названием бель канто (bel canto) — связное, красивое пение, имеющее в своей основе кантилену. Большое распространение получают 1-голосные формы (ария, ариозо) с инструментальным сопровождением, благодаря чему перед певцом открылись широкие возможности применения индивидуальных качеств голоса и его технических возможностей. Среди известных певцов этого времени выделяются Кэфарелли, Фаринелли, Аппиани и др.
Параллельно с бель канто развивались вок. школы и в др. европ. странах. Франц. певец и педагог Ж-Л. Дюпре (1806—1896) ввел новый прием — прикрытое смешанное голосообразование (voix sombree); В противоположность старой итальянской школе, которая рекомендовала смягчать верхние тона грудного регистра и незаметно переходить в головной, Дюпре предлагал «расширять, насколько возможно, пределы грудного голоса, так как лень или боязнь сделать усилие часто приводят учеников к потере этого могущественного ресурса».
К этому же времени относится деятельность вокального педагога М. Гарсиа-сына (1805—1906).
В своих трудах Гарсиа подытожил достижения вокальной педагогики, существовавшей до него. Благодаря изобретению им ларингоскопа удалось проникнуть во многие тайны певческого звукоизвлечения. Основные вокально -методические принципы Гарсиа, как, например, косто-абдоминальное дыхание, прикрытие звука посредством округления и затемнения и другого остались неизменными.
Новая итальянская школа (во 2-й полов. XIX в.), среди представителей которой выделяются педагоги Франции Лам-перти, Дж. Сильва, Дж. Гальвани, Б. Карелли, Л. Аверса, Л. Джиральдони и других , имеет много общего с новой французской школой (Г. Панофка, Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди, Фор, Делле-Седие). Наиболее существенные разногласия у этих школ возникают по вопросу вокализации. Представители итаЛ. школы воспитывают начинающего певца на гласных (чаще всего на А), рекомендуют пение вокализов на А, О или Е. Французская школа школа использует для развития голоса гласные в сочетании с согласными; в упражнениях каждому гласному предшествует согласный звук, вокализы поются с произнесением названий исполняемых нот. Эти методические принципы новой французской школы сохраняют свое значение в XX в. и находят фонетические и физиологические обоснование в работах Р. Дюгамеля.
Несомненный интерес представляют стремления вокальных педагогов ГДР и ФРГ создать немецкую школу. Исходя из фонетики немецкого языка и особенностей исполнения произведения отдельных композиторов строят свои методы преподавания Г. Гольдшмидт, Ф. Шмидт, Ю. Гей, Мюллер-Брунов.
Достойное место в развитии вокального искусства занимают русская , а также болгарские и румынские школы пения
Категория: Жанры и стили музыки | Добавил: Submarina (30.01.2013)
Просмотров: 2011 | Теги: история песни, песня, Школа, вокал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0